Кафе Из печиРумянцев пицца3 Пирога

События

Не акцизом, так бардой!

15.06.2007

События прошлой недели еще раз подтвердили, что никто не знает, что делать с алкогольной отраслью. Государство вроде бы радеет за здоровье граждан и борется с алкоголизмом, а в то же время от больших денег тоже трудно отказываться. Как говорится, и хочется, и колется.

И тогда за дело взялись сами алкогольные компании, считая, что надо постепенно снижать долю потребления крепкого алкоголя и постепенно переходить на вино, т.е. кардинально поменять структуру потребления. И потребуется на это всего каких-то пятнадцать лет. Свежо предание… Воспитательной работы не потребуется: люди пьют то, что им предлагают и что рекламируют. Да и цифры говорят сами за себя. За первый квартал 2007г. в России было произведено 27,3 млн. декалитров водки и ликероводочной продукции, что на 10 млн. декалитров больше аналогичного периода прошлого года.

В структуре потребления алкогольной продукции отмечается следующая тенденция: если в 1980 году в России потребление вина в 1,5 раза превосходило потребление водки и ликероводочных изделий, то в 2004-2005-м этот показатель по легальной и нелегальной водке, вместе с суррогатами, в 2 раза превышал показатель по вину. По сравнению с 1980-м годом потребление крепкого алкоголя и его суррогатов в России выросло на 20%, а потребление напитков с низким содержанием алкоголя на 102%. Общий прирост потребления в сегменте напитков с низким содержанием алкоголя обеспечивает не натуральное вино, а в основном пиво, и в меньшей степени - слабоалкогольные напитки, изготавливаемые преимущественно на ненатуральной основе.

Конечно, за всякой цифрой стоят реальные люди. За статистикой – тем более. Пока что все благостные социальные начинания и государства заканчивались печально, а именно: увеличивалось потребление суррогатов и, как следствие, отравлений. Ведь здоровый образ жизни все же предполагает помимо воспитания и развитой культуры потребления еще и невозможность потреблять некачественный продукт, которого просто не должно быть в природе. А он есть, да еще и процветает, и никакие меры по ужесточению производства нелегальной продукции не дают должного положительного эффекта.

Термин «алкоголизация населения» придуман теми, кто как раз и хочет, и колет. Пить вредно, но хорошо бы все же водки производить больше, да еще и акцизов «срубить». Так, «РОМИР-мониторинг» опрашивал население и выяснил, что «в качестве основных мер по улучшению ситуации половина опрошенных россиян предложила ужесточить борьбу с производителями нелегальной алкогольной продукции. 45 процентов - запретить продажу крепких напитков молодежи до 21 года. Каждый третий предложил ввести государственную монополию на производство алкогольной продукции и запретить рекламу горячительных напитков на радио и телевидении...».

Шараханье сильных мира всего из стороны в сторону уже никого не удивляет. Вот поступило предложение запретить ночную торговлю алкоголем в Москве. Тут же начались дискуссии, к чему это приведет. Любят же у нас запрещать. А запретный плод, как известно, сладок. В данном случае, скорее, этот плод горький, а не сладкий, но суть не меняется. Начнется неравная борьба сетей, которые, якобы, торгуют легальной продукцией, с малым бизнесом, т.е. мелкими магазинами и палатками. А контрафакт все равно будет цвести махровым цветом.

Сами алкогольные компании между тем пытаются выйти на IPO, скупая себе подобных. «Синергия» намеревается объявить о приобретении московской компании «Традиции качества», главным активом которой является водочный бренд «Беленькая» и завод в подмосковном Краснознаменске. Сделка вроде бы назначена на 1 июня. Все участники рынка следят за ситуацией и, как водится, ничего толком до конца не знают.

Первичное публичное размещение акций «Синергии» должно состояться осенью этого года. Активно наращивать свой алкогольный бизнес компания начала с конца 2005 года. Самым крупным ее приобретением стал Мариинский ЛВЗ (Кемеровская область) и принадлежащий ему суперпремиальный водочный бренд «Белуга». Кроме того, «Синергия» купила Хабаровский ЛВЗ и нижегородский завод «РООМ».

А группа S.P.I. на днях начала судебную тяжбу с эстонским производителем… пельменей Uvic, разместившим на упаковке продукции название и изображение водочных марок компании. Но это еще не все напасти, свалившиеся на голову S.P.I. Эстонцы позаимствовали изображения бутылок, которые нанесены на упаковку пельменей. Вот вам и пельмени! Как пишет rbcdaily, «речь, скорее, идет о стремлении эстонской компании использовать силу и ценность мирового бренда для решения своих бизнес-задач. Участники рынка заявляют, что им еще не приходилось сталкиваться с подобными случаями нарушения авторских прав».

Закон, изменяющий ставки акцизов на подакцизные товары на 2008-2010 годы, подписан. Акциз на пиво будет проиндексирован на 32,4 процента и составит 2 руб. 74 коп. за литр. Ровно на столько будет снижен акциз на слабоалкогольные напитки. На шампанское сохранятся действующие ставки акцизов, однако, только в течение следующего года. В 2009 акцизы на игристые вина немного увеличатся.

Счетная палата, между тем, опубликовала результаты аудиторской проверки эффективности развития налоговой базы и действующей системы взимания акцизов на денатурированный этиловый спирт из пищевого сырья, этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, а также остальную спиртосодержащую продукцию.
По сравнению с 2005 годом бюджетные назначения по акцизам на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию по итогам прошлого года выросли на 15,5 и 4,7% соответственно. Специалисты Счетной палаты обратили внимание на увеличение поступления акцизов на этиловый спирт в 3,5 раза, а на спиртосодержащую продукцию в 1,3 раза, что составило соответственно 166 и 178,5 млн. рублей. И это притом, что ставка акциза за один литр этилового спирта увеличилась, соответственно, на 10 и 9%.

И еще одна беда свалилась на спиртзаводы. Причина – новые правила утилизации отходов. Участники рынка не скрывают, что те предприятия, которые продолжат работу после 1 января, естественным образом будут компенсировать понесенные затраты за счет повышения стоимости продукции. Те предприятия, которые не смогут осилить установку утилизационного оборудования стоимостью 1-1,5 млн. долларов, будут закрыты.

На это раз государство озаботилось вопросами экологии. И тоже вроде и не поспоришь: волнуются о нашем же общем благе. Как вообще барда превратилась из ценной кормовой добавки в ненужный хлам – это отдельный вопрос. Но страдать почему-то теперь должны заводы-производители, т.е. началось перекладывание проблем, забот и средств с одной головы на другую. Многое упирается в глобальный вопрос о полном контроле государства над производством спирта и окончательном вытеснении небольших производств. Если затраты на установку производства для утилизации отходов под силу только крупным предприятиям, то они этим и будут заниматься, а все мелкие просто разорятся. Не акцизом, так бардой их! А потом скупить за пять копеек.

Вопрос запрета распивать пиво в общественных местах, который так «умно» порешали депутаты Госдумы, даже и обсуждать не хочется. Уж мы все это проходили. И потому неинтересно. А главное – бесполезно.

Рынок вина эксперты считают вышедшим из кризиса. Им, конечно, виднее. Главные итоги кризиса: сокращение компаний-импортеров и принципиальные изменения в структуре винного импорта в нашу страну. Дешевые вина сменила качественная, но дорогая продукция из стран Латинской Америки и Западной Европы. Вместо молдавского дешевого вина мы теперь потребляем дорогие вина из дальнего зарубежья, которые на 40 процентов дороже молдавской продукции. И даже стали к этому привыкать.

На рынке пива много писали на прошедшей неделе о компании «Балтика». По сообщениям rbcdaily, «Балтика» в первом квартале 2007 года увеличила рыночную долю на 2,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выручка за этот период составила 408,6 млн. евро, а чистая прибыль - 57,4 млн. евро, превысив показатели первого квартала 2006 года на 46,1 и 54 процента соответственно, сообщается в опубликованной 10 мая отчетности по МСФО за первый квартал 2007 года.

На «Очакове» происходит сокращение производства пива. Аналитики советуют «Очакову» продать производство, поскольку натиск более сильных игроков они не компания не выдерживает. Однако менеджмент «Очаково» настроен весьма оптимистично. "Стремительный рост рынка кваса обусловлен изменением предпочтений, потребитель переключается на натуральные здоровые продукты ", - заявляет директор по маркетингу «Очаково» Алексей Фролов. Однако аналитик «Центринвест Групп» Андрей Рожков не сомневается в том, что рост популярности кваса привлечет внимание крупных западных компаний - Coca-Cola и Pepsi, которые потеснят «Очаково».
А пока позитивный Никола уверенно пьет «не колу», защищая интересы отечественного производителя.



Источник: РИА Напитки

<<