Не называйте официанта гарсоном!
11.07.2006 В России официанты покорно проглатывают хамское обращение с ними, не имея ни малейшей возможности открыть рот. Европейские же официанты никогда не забывают, что они на работе и всякая работа заслуживает уважения. Но и в Европе можно столкнуться с ответной грубостью, хотя бывают и забавные эпизоды. Самые яркие — парижские.
Например, тамошний официант (его ни в коем случае нельзя называть "гарсон" — это обидное обращение) часто бывает асом своего дела, всегда себе на уме, держится с достоинством и независимо. Столкнувшись с московским капризником, один из них, не моргнув глазом, стал обслуживать его с подчеркнутой виртуозностью. Он работал безупречно, но на грани фола: чашка кофе в его руке описывала замысловатую траекторию, с подкруткой приземлялась на краю стола перед клиентом, на поверхности напитка появлялась волна, которая опасно стремилась к краю, но вовремя останавливалась, не потеряв ни капли. Москвича отпускало, поскольку его одежда оставалась в целости, но сколько страха он успевал натерпеться за этот мгновенный пируэт!
Парижский официант такую привередливую, особенно иностранную, публику презирает и не скрывает этого. Зато стоит вам намекнуть, что вы, как и он, находитесь на работе, а ваш хамоватый спутник — клиент, при котором вы состоите, например, переводчиком, тогда официант становится вашим другом. Он не обсчитает, подскажет, что брать, а что нет (причем не соврет), и даже может сам предложить выписать счет на любую разумную сумму (если надо для отчета)!
Этот же человек в других обстоятельствах может потерять к вам всякий интерес, если поймет, что ничего особенного от вас ему не получить. Например, придете в парижское заведение просто пообедать с собственной женой. Он принесет меню, подаст блюда, рассчитается, но буднично и вяло. Вам-то другого от него и не надо… Но стоит ему приметить тупо улыбающуюся группу иностранцев, желательно американцев или японцев, как он распушит перья и начнет увиваться вокруг этих людей, блистательно пудрить им мозги, раскрутит на хорошую сумму и останется очень доволен чаевыми. Ведь многие люди продолжают верить, что повышенная услужливость и лакейство и есть хорошее обслуживание.
Журнал "Огонек".